Решение № 04-01/239-2016 по жалобе ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» (закупка № 0190300005116000132)

25.07.2016 12:07, Ямало-Ненецкий автономный округ , RegionFAS.ru:

Решение № 04-01/239-2016

по жалобе ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ»

(закупка № 0190300005116000132)

22 июля 2016 года г. Салехард

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» (г. Москва) на действия Заказчика - МКУ «Комитет по управлению капитальным строительством» (ИНН: 8912002465) при осуществлении закупки «Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту здания котельной, дизельной в с. Ратта» (закупка № 0190300005116000132),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» на положения аукционной документации № 0190300005116000132 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту здания котельной, дизельной в с. Ратта.

Заказчик – МКУ «Комитет по управлению капитальным строительством». Начальная (максимальная) цена контракта – 15 115 590,00рублей.

По мнению Заявителя, положения аукционной документации не соответствуют Закону о контрактной системе, а именно:

- требование Заказчика об одновременном предоставлении в составе второй части заявки свидетельства о допуске к работам по организации строительства и лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений - неправомерно.

Из жалобы установлено.

Пунктом 1.7.5 раздела 16 информационной карты аукционной документации установлены требования к составу вторых частей заявок на участие в электронном аукционе:

Необходимо наличие свидетельства о допуске, к следующим видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. № 624:

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.3. Жилищно-гражданское строительство;

33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно.

Необходимо наличие лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Объектом закупки является выполнение подрядных работ по капитальному ремонту здания котельной, дизельной в с. Ратта, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе условием допуска к участию в данном аукционе, устанавливаемым в аукционной документации, является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией.

При этом работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, а также по ремонту заполнений проемов в противопожарных преградах, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав подрядных работ по капитальному ремонту здания котельной, дизельной в с. Ратта.

Таким образом, чтобы соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов, участнику не обязательно одновременно обладать и свидетельством СРО по организации строительства и лицензией на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Предмет закупки «Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту здания котельной, дизельной в с. Ратта».

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).

К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, лицензии и т.п.).

Таким образом, участник закупки должен иметь все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки, или допуск на генподряд.

При этом если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании, то участник закупки обязан в своей заявке представить копию лицензии, подтверждающую наличие у участника закупки такой лицензии, либо копию договора, заключенного с субподрядной организацией, имеющей такую лицензию.

В работы, являющиеся предметом контракта, входят работы, связанные с установкой пожарной сигнализации, в связи с чем заказчиком установлено требование о наличии лицензии МЧС.

Заказчик указывает следующее.

Требование о наличии лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений предъявлено к участникам закупки в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которому, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию, а ведомость объёмов работ (Приложение №1 к заявке) содержит работы по монтажу пожарной сигнализации (пп. 3-11).

Монтаж пожарной сигнализации выполняется по подготовленным в ходе выполнения ремонтно-строительных работ конструкциям, поверхностям (стены, перекрытия, и др.) с их дополнительным сквозным сверлением, т.е. работы по монтажу пожарной сигнализации связаны технологически и функционально с другими работами входящими в состав капитального ремонта, относятся к одному зданию и являются составной частью капитального ремонта объекта.

Проанализировав аукционную документацию, доводы Заказчика, Комиссия контрольного органа приходит к следующему выводу.

Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Статьей 12 Закона о лицензировании предусмотрен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Положение определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС). Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг, перечень которых указан в приложении к Положению.

Лицензия выдается непосредственно лицу, которое обратилось с заявлением в МЧС, и такой документ не предполагает возможности привлечения субподрядчика.

В соответствии со статьей 52 Градостроительного Кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден Перечень видов работ. Пункт 33 Перечня включает в себя работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Свидетельство дает возможность привлекать субподрядчиков на выполнение строительных работ.

Лицензирование и виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, регулируются разными нормативно-правовыми актами. Соответственно МЧС выдает лицензии, а саморегулируемые организации - свидетельства.

Закон о контрактной системе предъявляет требования к участнику закупки. Участник закупки должен соответствовать тем требованиям, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации. Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.

Согласно письму Минэкономразвития от 28 мая 2015 г. N Д28и-1542 Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Законом N 44-ФЗ. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).

К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, лицензии и т.п.). Таким образом, участник закупки должен иметь все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки, или допуск на генподряд.

При этом если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании, то участник закупки обязан в своей заявке представить копию лицензии, подтверждающую наличие у участника закупки такой лицензии.

Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.

Между тем, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа пришел к следующим выводам (постановление от 22.12.2015 по делу № А75-1009/2015; постановление от 25.12.2015 по делу № А75-4902/2015):

«…принимая во внимание, что работы требующие наличия лицензии не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по капитальному ремонту объекта, при исполнения контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, суд кассационной инстанции считает обоснованными доводы антимонопольного органа о неправомерном требовании от участника закупки, имеющего свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства, одновременного предоставления лицензии МЧС».

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 , частями 1.1 , 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (ч. 1 ст. 49 ГК РФ).

Между тем, Заказчиком ненадлежаще прописаны требования к участникам закупки, в части указания исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, что является нарушением требований п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Заказчику необходимо было установить единое требование к участнику закупки о его соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: либо наличие свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства, либо наличие допуска СРО на осуществление отдельных видов работ указанных в аукционной документации и лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Однако, принимая во внимание факт отсутствия единообразного подхода к вопросу правомерности требования Заказчиками от участника закупки, имеющего свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства, одновременного предоставления лицензии МЧС, Комиссия считает возможным не аннулировать определение поставщика (исполнителя), а ограничиться возбуждением административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица Заказчика по факту нарушения Заказчиком требований п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Кроме того, Заявителем не учтено, что 01.07.2016 года Администрацией муниципального образования Красноселькупский район были внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона №0190300005116000132, а именно в Раздел II «информационная карта аукциона в электронной форме» п. 1.7.5 и п. 1.7.7 требования к участникам закупки:

«Наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений или договор, заключенный с субподрядной организации, имеющей такую лицензию».

Таким образом, из документации исключено требование об одновременном предоставлении участниками закупки свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства и лицензии МЧС.

В этой связи доводы жалобы признаются необоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2 , пунктом 1 части 15 , пунктом 2 части 22 статьи 99 , частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссии

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» (г. Москва) на действия Заказчика - МКУ «Комитет по управлению капитальным строительством» (ИНН: 8912002465) при осуществлении закупки «Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту здания котельной, дизельной в с. Ратта» (закупка № 0190300005116000132) необоснованной.

2. Признать Заказчика МКУ «Комитет по управлению капитальным строительством» нарушившим требования п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Предписание Заказчику МКУ «Комитет по управлению капитальным строительством» не выдавать в виду внесения изменений в аукционную документацию № 0190300005116000132.

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица Заказчика, утвердившего последние изменения в аукционную документацию № 0190300005116000132, <…>.

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

  • Новости Ямало-Ненецкое УФАС России
  • Дать свой комментарий

21.02.2018 09:02 Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы")

16.02.2018 12:02 ФАС России о разъяснении применения антимонопольного законодательства

16.02.2018 12:02 Руководитель Ямало-Ненецкого УФАС России принял участие в публичном мероприятии Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу

14.02.2018 09:02 Туберкулезу – НЕТ!

12.02.2018 09:02 ОЭСР активно изучает проблемы совершенствования системы государственных закупок и борьбы с коррупционными нарушениями

12.02.2018 09:02 Главная страницаОткрытое ведомствоНовости Владимир Мишеловин: Цена и качество продукции - важнейшие составляющие конкурентной борьбы

01.02.2018 09:02 О позиции Минфина России, Федерального казначейства и ФАС России по вопросам применения постановления Правительства РФ «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности»

01.02.2018 09:02 Анонс: 2 февраля пройдет семинар-совещание по вопросу регулирования цен в сфере ГОЗ

26.01.2018 09:01 ВИТАЛИЙ КОРОЛЕВ: В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ДОСТИГЛА 10 МЕСТА В РЕЙТИНГЕ ПО ДОСТУПНОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Оставьте Ваше мнение

Комментарии Прокомментировать новость.
Будьте корректны! Все сообщения модерируются администрацией сайта.

Представьтесь:*
(отображается на сайте)
Введите цифрами Семьсот семьдесят семь (защита от спама)*:

Внимание! После нажатия кнопки "Отправить" Ваше сообщение будет отображаться на сайте!

Федеральные округа

Реклама

Последние новости

Позиция ФАС России о розничной продаже безрецептурных лекарств в торговых сетях читать далее

Анонс: пресс-конференция в «ТАСС» читать далее

Обсуждение профессионального стандарта «Специалист в сфере конкурентного права» читать далее

Комиссия Управления решила сведения об ООО "АФОН" включить в РНП сроком на 2 года читать далее

Информация о входящих документах Московского УФАС России за 21 февраля 2018 года читать далее

О поступлении жалобы ООО "МВТ-Центр читать далее

Поступила жалоба от ООО "ВРМ" читать далее

В адрес Красноярского УФАС поступила жалоба ООО «Сибирская многофункциональная компания» на действия организатора торгов - Министерства лесного хозяйства Красноярского края читать далее

Участие в заседании Совета директоров предприятий легкой промышленности Брянской области читать далее

Реклама