Стенограмма выступления Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова на Юбилейном заседании Коллегии ФАС России

24.09.2015 18:09, Челябинская область , RegionFAS.ru:

Добрый день, дорогие друзья! Позвольте мне также присоединиться к словам поздравления в связи с 25-летием нашей антимонопольной деятельности в Российской Федерации. Я в равной степени этот праздник отношу и к себе.

Я как мог всегда Игорю Юрьевичу помогал. В правительстве все законодательные инициативы, которые рождаются в Федеральной антимонопольной службе, не всегда воспринимаются всеми спокойно. Мы, конечно, каждый пакет тяжело и сложно обсуждаем, и то, что Государственная Дума сейчас поддержала «четвертый антимонопольный пакет» – это большое достижение и ФАС России, и в целом антимонопольного регулирования. И думаю, что это свидетельствует о том, что наш законодатель антимонопольное, конкурентное поведение всячески поддерживает.

Очень коротко я хотел бы остановиться на очень важном этапе совместной работы по поддержке малого и среднего предпринимательства.

То, что сказал Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин о принятом в июле этого года решении о создании новой Федеральной антимонопольной службы, которая по сути вобрала в себя не только все то, что имела сама, но и Федеральную службу по тарифам, начинает вместе с «четвертым антимонопольным пакетом» новый этап своей деятельности. Мы понимаем, что, конечно, у конкурентного поведения и у нашей деятельности по борьбе с монопольным поведением очень много разных аспектов. Но как никогда нам сейчас важно поддержать тех, кто наиболее незащищен на рынке – это субъекты малого предпринимательства, это индивидуальные предприниматели и это средние компании.

Мы за последние годы много сделали для того, чтобы усовершенствовать законодательство о закупках. Был принят сначала 94 закон. Было много критики, и не потому, как этот закон применяется на самом деле, что конкурентные процедуры не соблюдаются, приходят какие-то жулики, подписывают контракты, потом исчезают с авансовыми платежами, и ищи ветра в поле – нет ни услуги, ни денег. Мы совместно с Министерством экономического развития, антимонопольной службой и другими ведомствами судили-рядили, долго взвешивали и тем не менее предложили законодателям принять новый закон – 44. Вы все знаете основные положения этого закона, и мы надеялись, что вся система государственных закупок с внедрением норм и правил этого закона будет более прозрачна. Должен сказать, что это происходит крайне медленно, практически незаметно.

Вместе с тем мы в это же время разработали и другой закон - 223, который касается поведения корпораций. Эти корпорации обязаны через систему корпоративного поведения и основываясь на нормах закона также обеспечивать полную прозрачность при закупочной деятельности. Тоже должен вам сказать, что так как сегодня это происходит – это далеко от совершенства. Вообще, вы знаете, мы сейчас в кулуарах обсуждали, я должен так сказать, формально все всё соблюдают: и те, кто участвуют в государственных закупках, и те, кто участвуют в закупках крупных корпораций. Но я не могу сказать, что работает слаженная система защиты малых и средних и тех, кто хочет по прозрачной процедуре участвовать в предоставлении товаров и услуг для нужд этих корпораций и федеральных или региональных органов исполнительной власти. Может быть скажу грубо, но все же скажу, как думаю: создана инфраструктура, которая позволяет различными уловками не поддерживать конкурентную среду при осуществлении такого рода закупок. У нас создано огромное количество площадок электронных, где одни занимаются закупками, другие продажами, третьи поддерживают процедуры банкротства или финансового оздоровления. У нас множество самых разных сегментов, и никто в конечном итоге не контролирует, насколько прозрачны эти закупки. А мы живем с вами в условиях, когда банковский капитал для предпринимательства, особенно малого, почти недоступен. И понятно, что мы с вами будем с высокой инфляцией проживать какое-то время, пока она не будет подконтрольной и мы не добьемся инфляции в пределах 4-5%, все-таки банковский кредит будет достаточно дорогой для субъектов малого предпринимательства.

Что мы можем в нынешних условиях сделать. Первое, мы должны бороться за снижение издержек через субъекты естественных монополий. Добиваться того, чтобы сама среда, в которой работают предприниматели, как можно меньше заставляла тратить на создание услуги и товара. И, с другой стороны, мы должны обеспечить равный и прозрачный конкурентный доступ к ресурсам крупных компаний: пусть это будут компании с государственным участием или это будут компании исключительно частные. Мы такие поправки сейчас разработали и обсуждаем, и надеемся, что Государственная Дума их поддержит. Такая система не должна касаться компаний с государственным участием, такая система закупок должна касаться буквально всех, кто относит себя, или кого относит законодатель к субъектам крупного предпринимательства. И если это нам удастся, а я уверен, что нам это удастся, тогда, конечно же, сама среда взращивания и поддержки малого и среднего предпринимательства в стране будет иной. Даже при том, что банковский капитал или недоступен либо банковский кредит крайне дорог для некрупных предпринимателей.

И в настоящий момент, когда в одной службе, в ФАС России, видны функции по поддержке конкурентной среды, по развитию и внедрению самых современных конкурентных норм и правил поведения. А с другой стороны, когда будут подотчетны все издержки крупных государственных монополий или как мы их называем, естественных монополий. А также мы будем и дальше подвигать к системе контроля за государственными закупками и контролю за тем, как эти закупки осуществляются в рамках деятельности частных крупных компаний, то я надеюсь, что через 3-4 года мы с вами увидим совершенно другую ситуацию на рынке.

Нам за последние годы удалось поддержать малое предпринимательство. Мы теперь говорим, что около 25% трудовых ресурсов нашей страны занято в этом сегменте предпринимательства. Цель какая? Мы хотим, чтобы реально в производственном секторе и секторе услуг было около 50% и, может, даже больше процентов населения, которое является работниками, увлечено в эту деятельность. Тогда мы будем, по сути, в совершенно другом секторе безопасности экономического развития. Но сейчас, к сожалению, реальной экономической силой на рынке обладают те, кто посильнее и покрупнее, а те, кто послабее, вынуждены очень сложно работать с крупными корпорациями и добиваться исполнения законодательства или защиты своих прав. Многие просто не верят в то, что это возможно, и даже не суются к системе закупок, думая, что там одни «междусобойчики». Вот задача на ближайшее время Игоря Юрьевича, его коллег. У него обновленный состав руководства сейчас, в Федеральной антимонопольной службе. Любые механизмы, которые нужно либо в рамках комиссий, которые у нас с вами в правительстве есть, либо иным образом, Игорь Юрьевич, можете на ресурс Правительства полагаться. Нас поддерживает с вами и Государственная Дума, и Счетная Палата, но мы хотим видеть в ближайшее время реальных изменений. Вы умеете работать с крупными корпорациями, вам эту работу, что называется, не вновь познавать. Мы все были свидетелями того, как вы работали с нефтяными компаниями, как вы работали с российскими железными дорогами. Было много недовольства, даже все это выливалось на страницы прессы, и я хочу призвать ваш коллектив к тому, чтобы вы эту работу последовательно и твердо проводили без скандалов. Там, где вам нужно защищать свои права в судах, обращайтесь с соответствующими исками. У нас в ближайшее время в новом формате заработает Государственная корпорация по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства. Нам вместе нужно будет как раз защитить тех, кто нуждается в этой рыночной защите в настоящий момент в первую очередь.

Я про другие аспекты деятельности говорить не буду. Многое нам предстоит сделать: научиться работать с оперативными службами, и министерством внутренних дел, и с другими для того, чтобы выявлять правонарушителей, включая уголовные дела по 178 статье. Нам с вами придется научиться применять нормы четвертого пакета. Законодательство действительно очень современное, и нужно только добиваться, чтобы оно было реализуемо, а не просто оставалось на бумаге в виде инициативы, поддержанной депутатами.

И еще раз я прошу всех отнестись особенно ответственно к тому, что залог нашего экономического развития и процветания в силе малого и среднего бизнеса. Давайте Федеральной антимонопольной службе поможем в этом, и я еще раз хочу поздравить всех нас с тем, что в такой сложной борьбе мы прожили 25 лет и впереди у нас куда более современная конкурентная среда. Спасибо.

  • Новости Челябинское УФАС России
  • Дать свой комментарий

25.05.2018 15:05 Председателем Общественного совета при Челябинском УФАС России избран Ярослав Щербаков

24.05.2018 15:05 Компания получила предупреждение за рекламу магазина с фразой «у мужика с пистолетом»

24.05.2018 15:05 Татьяна Соболевская выступила экспертом международного научно-практического круглого стола «Интеллектуальная собственность в предпринимательской деятельности»

24.05.2018 15:05 Анализ текущей ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов

24.05.2018 15:05 Члены Экспертного совета проголосовали по спорной рекламе

24.05.2018 09:05 Челябинское УФАС России провело Публичные обсуждения правоприменительной практики за 2 квартал 2018 года

22.05.2018 15:05 Итоги пресс-конференции «Проблемные сферы госзакупок Челябинской области»

22.05.2018 09:05 Жалоба на торги по рекламным конструкциям признана необоснованной

21.05.2018 15:05 Челябинское УФАС России выдало ОАО «РЖД» два предупреждения

Оставьте Ваше мнение

Комментарии Прокомментировать новость.
Будьте корректны! Все сообщения модерируются администрацией сайта.

Представьтесь:*
(отображается на сайте)
Введите цифрами Семьсот семьдесят семь (защита от спама)*:

Внимание! После нажатия кнопки "Отправить" Ваше сообщение будет отображаться на сайте!

Федеральные округа

Реклама

Последние новости

Нарушение антимонопольного законодательства – это преступление, равным которому может быть только государственная измена или убийство» читать далее

«Указ Президента России прямо запрещает органам местного самоуправления вводить те или иные дискриминационные условия предпринимательской деятельности» читать далее

Ирина Поткина приняла участие в ХII съезде муниципальных образований Липецкой области читать далее

Приглашаем СМИ на публичные обсуждения результатов деятельности антимонопольного управления читать далее

АО «ЭР-Телеком Холдинг» нарушило Закон о рекламе, распространяя буклеты с недостоверной информацией о стоимости услуги доступа в Интернет читать далее

Ростовским УФАС России в реестр недобросовестных поставщиков внесены сведения об ООО «ГарантСтрой» читать далее

Анализ текущей ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов читать далее

Внимание! В Пензенском УФАС России состоится брифинг руководителя, посвященный ситуации с ценами на рынке нефтепродуктов читать далее

Жалоба ООО «Перспектива» в отношении УСД в Удмуртской Республике признана обоснованной читать далее

Реклама