ФАС – не только контролер. Задача – помочь избежать типичных ошибок

04.07.2018 06:07, Новосибирская область, RegionFAS.ru:

В Московской области прошел круглый стол «Субсидирование сельхозтоваропроизводителей: вопросы конкуренции». Представители ФАС России и Правительства Московской области обсудили проблемные вопросы отрасли с региональными банковским и бизнес-сообществом, ассоциациями сельхозтоваропроизводителей, и высказали свои предложения по их решению и дальнейшему взаимодействию.

Заместитель руководителя Андрей Цыганов рассказал о значимости развития конкуренции для российской экономики и роли ФАС России в решении задач, поставленных Указом Президента Российской Федерации в Национальном плане развития конкуренции1.

«За прошедшие полгода Президент Российской Федерации дважды очень серьезно обращался к проблемам развития конкуренции в российской экономике и совершенно однозначно высказался о колоссальном значении развития конкуренции на российских рынках для того, чтобы осуществить существенный рывок в экономическом развитии, а также для того, чтобы реализовать задачи, изложенные, в частности, в майском указе Президента Российской Федерации», - начал свое выступление замглавы ФАС.

Андрей Цыганов отметил, что в указе Президента Российской Федерации, которым утвержден Национальный план развития конкуренции, необходимо обратить внимание на то, что

«развитие конкуренции — задача общенациональная, потому что эта задача связана с защитой конституционно охраняемых ценностей. Это задача всех органов государственной власти».

Второе важное событие, на которое замглавы ФАС обратил внимание участников, - заседание Государственного совета Российской Федерации.

«Очень важно, что первое заседание Государственного совета после избрания Президента Российской Федерации было посвящено именно вопросам развития конкуренции на уровне субъектов Российской Федерации. Смысл очень простой. Раз уж мы на федеральном уровне реализуем комплекс мер, направленных на развитие конкуренции, и на это указом Президента Российской Федерации даны соответствующие поручения, значит эти мероприятия должны проникать в повседневную жизнь субъектов Российской Федерации. На заседании Государственного совета была живая, интересная дискуссия и при этом самым мощным и правильно расставляющим приоритеты пропагандистом и защитником конкуренции был именно Президент Российской Федерации», - подчеркнул спикер.

Говоря о задачах ФАС России по развитию конкуренции в регионах, Андрей Цыганов подчеркнул значительный накопленный опыт и знания антимонопольного ведомства, способные помочь органам власти субъектов Российской Федерации в работе по исполнению указа Президента Российской Федерации.

«В работе по развитию конкуренции ФАС не рассматривает себя только как контролера. Да, мы занимаемся контрольно-надзорной деятельностью, в том числе в области агропромышленного комплекса, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации. Мы будем продолжать эту работу, будем совершенствовать и законодательство о конкуренции, и правоприменительную практику. Но речь идет о том, что на основе анализов товарных рынков, которые ФАС проводит регулярно, мы можем помочь субъектам Российской Федерации правильно посмотреть на отраслевую структуру региональной экономики и определить приоритеты и достижимые показатели на ближайшие годы. На основе колоссальной правоприменительной практики (несколько тысяч дел ежегодно) ФАС может помочь субъектам и муниципалитетам избежать типичных ошибок и внедрить антимонопольный комплаенс. То есть в самих органах власти реализовать систему мер, которые защитят должностных лиц от возможных нарушений ими норм антимонопольного законодательства и от последующих санкций. В этом мы видим нашу задачу», - подытожил замглавы ФАС.

Заместитель начальника Управления контроля агропромышленного комплекса Ирина Епифанова рассказала о практике применения антимонопольного законодательства при контроле предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям.

Спикер отметила, что в 2017 году в системе субсидирования произошли важные изменения, а именно – консолидация мер государственной поддержки по ряду направлений и расширение полномочий субъектов Российской Федерации в части выбора конкретных методов достижения поставленных целей при использовании субсидий. Появилась возможность перераспределения субсидий между направлениями государственной поддержки внутри «единой» субсидии. Был введен механизм льготного кредитования взамен субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам.

Нарушение требований антимонопольного законодательства при предоставлении субсидий может приводить к неэффективному использованию бюджетных средств, ограничивать свободу перемещения сельскохозяйственной продукции на территории Российской Федерации и создавать условия для монополизации рынков на региональном уровне, что приведет к повышению цен на сельскохозяйственную продукцию.

«Поэтому обеспечение условий конкуренции при предоставлении субсидий и других мер поддержки АПК – приоритетное направление деятельности ФАС России», - подчеркнула Ирина Епифанова.

С целью выявления нарушений антимонопольного законодательства при предоставлении субсидий ФАС России проводит анализ нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации, определяющей порядок предоставления субсидий, опрос органов власти субъектов федерации с целью оценки доступности субсидий, взаимодействует с правоохранительными и следственными органами.

«Целью этой работы является оценка доступности субсидий для сельхозтоваропроизводителей и прозрачности процедуры их предоставления. Анализ показывает, что в ряде субъектов Российской Федерации отсутствует достоверная информация о количестве потенциальных претендентов на получение субсидий, что не позволяет оценить реальный уровень доступности субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Также отсутствуют административные регламенты, определяющие порядок рассмотрения заявок сельхозтоваропроизводителей о выделении им субсидий. Еще одна проблема – низкий уровень информационного обеспечения процедуры распределения и предоставления субсидий», - заявила заместитель начальника Управления контроля агропромышленного комплекса.

По результатам проводимых ФАС России и его территориальными органами мероприятий возбуждено более 50 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям. В целом ряде регионов подготовлены предложения по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие порядок предоставления субсидий. Организовано взаимодействие с администрациями субъектов Российской Федерации при подготовке проектов указанных нормативных правовых актов.

В своем выступлении Ирина Епифанова подчеркнула эффективность механизма предупреждений, в результате применения которого большая часть нарушений добровольно устраняется в сжатые сроки без возбуждения дела.

Начальник Управления контроля агропромышленного комплекса Анна Мирочиненко в своем докладе обратила внимание на ряд проблемных вопросов в обсуждаемой сфере и предложила пути их решения.

Анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере субсидирования сельхозтоваропроизводителей выявил существенные региональные различия требований, предъявляемых к сельхозтоваропроизводителям, претендующим на получение субсидий, и отсутствие синхронизации сроков предоставления субсидий на федеральном и региональном уровнях. Также анализ показал наличие избыточных требований получателям субсидий, существенно сокращающих их круг.

Спикер отметила, что в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, определяющих правила предоставления средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства, отсутствуют единые для всей Российской Федерации базовые критерии отбора получателей субсидий. При этом уровень софинансирования из федерального бюджета по отдельным направлениям поддержки достигает 95 %.

«ФАС России предлагает на законодательном уровне предоставить Правительству Российской Федерации право устанавливать основные критерии отбора получателей субсидий. Это позволит единообразно применять меры государственной поддержки и устранить неоправданные региональные диспаритеты», - подчеркнула спикер.

Анна Мирочиненко обратила внимание на вопрос льготного кредитования банками сельхозтоваропроизводителей:

«Большинство банков, участвующих в программе льготного кредитования, предоставляют льготные краткосрочные кредиты именно под 5 % годовых, не снижая этого уровня процентной ставки. ФАС России предлагает ввести заявительный порядок участия кредитных организаций в программе льготного кредитования и единый принцип определения максимального размера льготного кредита на одного заемщика, который зависел бы от размера посевных площадей, поголовья скота или иных расчетных показателей. Эти меры будут способствовать развитию конкуренции, обеспечению доступности субсидий и единству рынка».

Предложения ФАС России касались также повышения информационной открытости сферы предоставления субсидий.

Начальник Управления контроля агропромышленного комплекса обратила внимание участников на низкий уровень информационного обеспечения предоставления субсидий, отсутствие специальных разделов, посвященных господдержке, на сайтах органов управления АПК и высших органов государственной власти субъектов федерации, и подчеркнула необходимость введения открытого доступа к реестрам получателей субсидий.

«Мы предлагаем публиковать перечень получателей субсидий. Это мера станет инструментом самоконтроля для органов региональной власти и контроля со стороны сельхозпроизводителей и их объединений. С нашей точки зрения, это необходимый элемент открытости. Другое наше предложение – принять на региональном уровне административные регламенты, определяющие порядок рассмотрения заявок сельхозтоваропроизводителей о выделении им субсидий».

По мнению ФАС России снижению нарушений антимонопольного законодательства органами власти также будет способствовать создание инициативной группы из представителей ФАС России, органов управления АПК субъектов Российской Федерации и представителей бизнес-сообщества, в задачи которой будет входить выявление лучших практик в области предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителей, подготовка рекомендаций для органов управления АПК, направленных на повышение информационной открытости процесса предоставления субсидий и снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении субсидий. В процессе обсуждения представители Правительства Московской области высказали готовность организовать работу такой инициативной группы на своей площадке. Замглавы ФАС Андрей Цыганов предложил выносить обсуждение проблемных вопросов в сфере субсидирования сельхозпроизводителей и рекомендаций на заседание Экспертного совета по АПК при ФАС России.

  • Новости Новосибирское УФАС России
  • Дать свой комментарий

Оставьте Ваше мнение

Комментарии Прокомментировать новость.
Будьте корректны! Все сообщения модерируются администрацией сайта.

Представьтесь:*
(отображается на сайте)
Введите цифрами Семьсот семьдесят семь (защита от спама)*:

Внимание! После нажатия кнопки "Отправить" Ваше сообщение будет отображаться на сайте!

Федеральные округа

Реклама

Последние новости

В Калининградское УФАС России поступило обращение о включении сведений об ИП Бондаренко Т.П. в реестр недобросовестных поставщиков читать далее

Вынесено Решение по факту неисполнения предупреждения читать далее

Назначены заместители руководителя Ярославского УФАС России читать далее

Кассационный суд признал незаконность действий нижестоящих судов и неправомерность действий обеспечительной меры читать далее

О применении ч.6 ст. 45 Закона о контрактной системе читать далее

Об отнесении организации к субъектам естественной монополии читать далее

Начальник отдела Ростовского УФАС России принял участие в круглом столе о государственных закупках читать далее

Разъяснение ФАС России о субъектах естественных монополий читать далее

В Истре нарушили порядок проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов читать далее

Реклама