19 декабря 2017 года Ненецким УФАС России проведены публичные обсуждения

19 декабря 2017 года Ненецким УФАС России проведены публичные обсуждения

03.02.2018 18:02, Ненецкий автономный округ , RegionFAS.ru:

19 декабря 2017 года, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу под председательством руководителя Белоконь Ирины Владимировны были проведены публичные обсуждения на тему: «Результаты правоприменительной практики Управления, типичные нарушения антимонопольного законодательства, законодательства в сфере размещения государственного заказа, рекламы и недобросовестной конкуренции, совершаемых хозяйствующими субъектам, а так же результаты проведенных в отношение подконтрольных лиц проверок».

На данных публичных обсуждениях, внимание руководителя Ненецкого УФАС России было акцентировано на проблемах обеспечения конкуренции при осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), направленный на повышение открытости и прозрачности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также на увеличение количества участников закупки и развитие конкуренции.

С целью достижения указанных задач, а также недопущения нарушений положений Закона о закупках и Федерального закона от 26.07.2006 № 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон о защите конкуренции), с учётом результатов анализа лучших практик применения положений Закона о закупках, ФАС России разработан и утверждён Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц.

Стандарт включает предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, которые могут быть использованы при утверждении положения о закупке.

К наиболее предпочтительным способам определения победителя отнесены конкурс и аукцион, в связи с те, что за счет достаточных сроков подачи заявок и заключения договора указанные процедуры обеспечивают расширение числа участников закупок, а также минимизируют риски совершения согласованных действий заказчика и участника закупки.

Кроме того, заказчикам рекомендовано избегать установления в положении о закупке способов закупки отличных по названиям и срокам проведения, но аналогичных формам проведения конкурсных или аукционных процедур.

Учитывая вышеизложенное, для обеспечения гласности и открытости закупочной деятельности, снижения коррупционных проявлений, целесообразно осуществлять закупку товаров, работ, услуг преимущественно путём проведения конкурса, аукциона.

Анализ планов закупок, проведённый Ненецким УФАС России, свидетельствует о том, что «популярным» способом закупок среди заказчиков НАО (доля НАО в уставном капитале ОАО «Мясопродукты» составляет 99,9% в лице ГУП НАО «Ненецкая агропромышленная компания» и Департамента финансов, экрнрмики и имущества Ненецкого автономного округа, доля ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» - 100% в лице Управления имущественных и земельных отношений НАО) являются запрос предложений и запрос котировок, закупка у единственного поставщика.

В положении ОАО «Нарьян-Марский объединённый авиаотряд» указано, что конкурс и аукцион проводятся в исключительных случаях.

Так, в соответствии с планом закупок ОАО «Мясопродукты в 2016 году проведено всего 108 закупок, из них с единственным поставщиком – 56, запросом предложений в электронной форме – 52, путём проведения конкурса и аукциона – 0, в 2017 – всего 105 закупок, из них: с единственным поставщиком – 55, запрос предложений и запрос котировок в электронной форме – 50, аукционов – 0, конкурсов – 0;АО «Нарьян-Марский объединённый авиаотряд» в 2016 проведено всего 288 закупок, из них закупка у единственного поставщика – 122, запрос комерческих предложений и котировок – 165, запрос коммерческих предложений в электронной форме – 1, аукционов – 0, конкурсов – 0, в 2017 году всего – 257 закупок на сумму более 2,5 млрд. руб., из них с единственным поставщиком – 77, путём запроса предложений и котировок – 173, запроса предложений в электронной форме – 7, аукционов – 0, конкурсов – 0.

Также положениями предусмотрено, что запрос предложений, котировок, цен не являются торгами и не накладывают на заказчика соответствующего объёма гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем или иным его участником. Заказчик вправе на любом этапе проведения закупки отказаться от заключения договора, при этом заказчик не возмещает участникам закупок понесённый ими реальный ущерб, упущенную выгоду, расходы и любые другие издержки. Связанные с подготовкой к участию и участием в закупке.

Таким образом, заказчик не неся никакой ответственности перед участниками закупок, в том числе по возмещению затрат. Может привести к необоснованному ограничению числа потенциальных участников.

По данным Уполномоченного органа НАО экономия контракта от проведённых торгов в форме аукционов и конкурсов составила: в 2017 – более 417 млн.руб., в то время, как от запроса котировок и предложений – более 11 млн.руб.

В этой связи хотелось бы отметить, что предоставленнные заказчику Законом № 223-ФЗ права должны реализовываться им непроизвольно, а с учётом перечисленных выше принципов закупочной деятельности и при соблюдении хапретов и ограничений. Предусмотренных Законом № 135-ФЗ.

Толкование положений Закона № 223-ФЗ как допускающих заключение договоров способами иными, чем конкурентный отбор, фактически может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика, так как определение поставщика может быть основано исключительно на субъективном усмотрении организатора закупки, что не соответствует целям и задачам, ради достижения которых принимался указанный закон.

2. Проведение закупок в иной форме.

Сроки и порядок подготовки и корректировки плана закупки определяются заказчиком самостоятельно. Но с учётом требований, установленных, в том числе, положением о закупке.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечение закупки положения.

Необходимо отметить, что согласно части 4 статьи 3 Закона о закупках заказчик обязан осуществлять в электронной форме закупки товаров, работ и услуг, входящих в перечень, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 № 616 (далее – Перечень).

Таким образом, План закупки товаров (работ, услуг) формируется заказчиком по форме согласно приложению в виде единого документа в электронном формате и содержит сведения, в том числе о закупках в электронной форме (п.12 ч. 1 Требований к форме плана закупки).

Учитывая организационно-правовые цели проведения электронных торгов, заказчик должен предусмотреть прозрачный механизм их организации, в том числе обеспечить информационное сопровождение торгов, а также порядок подачи участниками документов (заявок) таким образом, чтобы исключить какую-либо неопределённость в правах участников ( как более слабой стороны в правоотношениях), в том числе путём введения требований, явно не соотносимых с электронной формой торгов.

Особое значение для соблюдения принципа прозрачности и гласности закупочной деятельности имеет техническая возможность фиксации оператором электронной площадки совершаемых действий при проведении закупки и обеспечение конфиденциальности сведений об участнике закупки и сделанных им предложениях.

Закупка в электронной форме – это не обязательно электронный аукцион, это может быть и иной конкурентный способ закупки, предусмотренный положением о закупке (электронный конкурс, электронный запрос котировок и другие).

Проведение закупки в электронной форме исключает возможность установления требования о предоставлении документов в бумажной форме. А проведение закупки происходит при помощи электронных средств, применении электронного документооборота, подразумевает осуществление лицами, участвующими в закупке всех действий при помощи электронных средств.

Из закупочных документаций ОАО «Нарьян-Марский объединённый авиаотряд» следует, что завки подаются в том числе в письменной форме на бумажном носителе, в запечатанном конверте лично либо посредством почтовой связи или курьерской службы, все листы завки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка должна содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплена печатью уполномоченного лица закупки (для юридических лиц) и подписана участником или лицом, уполномоченным таким участником. Местом подачи и окончание срока подачи заявок является; 166000, Россия, НАО, г.Нарьян-Мар, Аэропорт, СПЗ канцелярия.

Анализ проведённых ОАО «Нарьян-Марский объединённый авиаотряд» закупок свидетельствует об осуществлении закупок, которые согласно Перечню должны проводиться исключительно в электронной форме, в иной форме.

Из утверждённых планов закупок товаров (работ,услуг) на 2016 год, следует, Предприятием проведена только одна закупка в электронной форме из 288, в 2017 году – 7 из 257.

Обязательное проведение электронных закупок, установленное Постановлением Правительства, положением и планом закупок заказчика не предусмотрено. Подобное бездействие заказчика, являющегося в том числе субъектом естественных монополий, не позволяет достигнуть целей осуществления закупок в электронной форме – повышение прозрачности и гласности закупочной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до тридцати тысяч рублей.

Также на данных публичных обсуждениях руководителем Ненецкого УФАС была освещена тема:

- о четвёртом антимонопольном пакете который заработал с 5 января 2016 года. Кроме прочих нововведений он сократил количество возбуждаемых ФАС дел за счёт расширения института предупреждения и ввел механизм внутренней апелляции решений территориальных органов. Вступила в силу процедура административного обжалования в строительстве: рассмотрение жалоб на нарушения органами власти в этой области будет происходить в течение семи рабочих дней. В связи с принятием института предупреждения по сравнению с 2015 годом количество антимонопольных дел в 2016 году уменьшилось на 40%. В 2017 году остаётся на уровне 2015, ввиду того, что по ряду статей предупреждения не предусмотрены.

-о готовящимся новом пакете антимонопольных поправок – пятом антимонопольном пакете. В котором будет решаться вопрос: исключить или не исключить из сферы применения антимонопольного законодательства вопросы результатов интеллектуальной деятельности. ФАС считает, что монопольные права на результаты интеллектуальной деятельности не соблюдены, и если они убивают конкуренцию и тормозят общественный прогресс, то их, в свою очередь, необходимо законодательно ограничивать. Ещё одна тема – государственные и муниципальные унитарные предприятия и конкуренция. ФАС убеждена. Что ГУПы и МУПы в подавляющем большинстве случаев – «враги» конкуренции. Ни как не получается у тех, кто создал эти предприятия, относится к ним точно также, как к частным компаниям, которые действуют на том же самом рынке. ГУПам и МУПам идут привилегии, именно для них создаются преимущества. А остальным делать на этом рынке делать нечего.

  • Новости Ненецкое УФАС России
  • Дать свой комментарий

08.08.2018 18:08 В адрес Ненецкого УФАС России поступила жалоба физического лица на действия заказчика - Администрации муниципального образования «Омский сельсовет» НАО

08.08.2018 18:08 1. В адрес Ненецкого УФАС России поступила жалоба физического лица на действия заказчика - Администрации муниципального образования «Омский сельсовет» НАО

26.07.2018 12:07 Ненецким УФАС России 23 июля 2018 года принято решение по жалобе ООО "ИНТЕХ"

26.07.2018 12:07 Ненецким УФАС России 24 июля 2018 года принято решение по жалобе ООО "Строй-Галерея"

24.07.2018 12:07 Ненецким УФАС России 23 июля 2018 года принято решение по жалобе ООО "АВТОМАРКЕТ"

19.07.2018 12:07 Решение по результатам рассмотрения сведений о недобросовестном поставщике от 16.07.2018 №РНП-83-19/2018

01.06.2018 15:06 Ненецким УФАС России 30 мая 2018 года принято решение по жалобе ООО "Первая лифтовая компания"

01.06.2018 15:06 Публичные обсуждения!

27.04.2018 12:04 Ненецким УФАС России принято решение о нарушении ООО "ТД "Хороший" Закона о рекламе

Оставьте Ваше мнение

Комментарии Прокомментировать новость.
Будьте корректны! Все сообщения модерируются администрацией сайта.

Представьтесь:*
(отображается на сайте)
Введите цифрами Семьсот семьдесят семь (защита от спама)*:

Внимание! После нажатия кнопки "Отправить" Ваше сообщение будет отображаться на сайте!

Федеральные округа

Реклама

Последние новости

Суд подтвердил: требование заказчика о наличии лицензии на телематические услуги связи было излишним читать далее

АНОНС: 12 сентября состоится Публичное обсуждение результатов правоприменительной практики читать далее

Сергей Пузыревский: потенциал развития конкуренции на федеральном и региональном уровнях не исчерпан читать далее

ФАС возбудила дела в отношении операторов «большой четверки» читать далее

Должностное лицо АО «Владимирские коммунальные системы» привлечено к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства читать далее

Новое в законодательстве о рекламе читать далее

Грубые нарушения при оценки заявок участников читать далее

УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ ОБСУЖДЕНИЙ читать далее

ООО «Корпорация Ледтехнолоджи» не удалось в суде оспорить законность принятого антимонопольным органом решения читать далее

Реклама