Разъяснение ФАС России о субъектах естественных монополий

Разъяснение ФАС России о субъектах естественных монополий

16.07.2018 18:07, Мурманская область , RegionFAS.ru:

Во исполнение пункта 60 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2018 году, утвержденного приказом ФАС России от 19.04.2018 № 508/18, о разъяснении по вопросу отнесения организации к субъектам естественной монополии в случае отсутствия указанной организации в реестре субъектов естественных монополий, ФАС России сообщает следующее.

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях) под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры; ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

В соответствии со статьей 10 Закона о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль. Основаниями для введения государственного регулирования деятельности в отношении субъекта естественной монополии и включения его в данный реестр являются заявление хозяйствующего субъекта, предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов.

В соответствии с Приказом ФСТ России от 13.10.2010 № 481-э «Об утверждении Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечня таких документов» Реестр субъектов естественных монополий представляет собой базу данных, содержащую в бумажной и электронной форме информацию о хозяйствующих субъектах (юридических лицах), занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи, в сфере водоснабжения и (или) водоотведения (наименование, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, телефоны, коды, данные об объемах оказываемых услуг, выручке и т.д.).

Реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих организаций о включении их в Реестр либо исключении их из Реестра.

При этом, отсутствие хозяйствующего субъекта в Реестре субъектов естественных монополий не может свидетельствовать об отсутствии у него статуса естественной монополии.

Указанный вывод подтверждается судебной практикой, а именно: Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2017 N 305-ЭС17-12788 по делу № А41-40556/2016, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.04.2018 № ФОЗ-1117/2018 по делу № А73-14308/2017.

В случае отсутствия хозяйствующего субъекта в реестре субъектов естественной монополии, принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем установления факта осуществления им деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях, а также соответствия его признакам, указанным в статье 3 Закона о естественных монополиях.

При рассмотрении вопроса об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях следует установить два основных критерия:

1. Наличие у хозяйствующего субъекта во владении на праве собственности или ином законном основании объектов имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях;

2. Наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях.

Кроме этого, следует иметь ввиду, что в отношении субъектов естественных монополий органами регулирования естественных монополий может применяться ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельных уровней.

Таким образом, факт наличия установленного тарифа (его предельного уровня) является косвенным подтверждением отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии.

В этой связи, вопрос об отнесении хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии, при наличии информации об осуществлении им деятельности на основании тарифа (его предельного уровня), следует рассматривать во взаимосвязи и в совокупности с критериями отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой (например, дела: А40-243480/2016, А41-40556/2016, А27-22402/2015).

  • Новости Мурманское УФАС России
  • Дать свой комментарий

13.08.2018 12:08 О поступлении жалобы от ООО «Строймонтаж» на действия МКУ «Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск» в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции

08.08.2018 18:08 Мурманское УФАС России сообщает итоги мониторинга розничных и оптовых цен на нефтепродукты за период c 30.07.2018 г. по 05.08.2018 г

08.08.2018 18:08 Главная Мурманское УФАС России сообщает итоги мониторинга розничных и оптовых цен на сжиженные углеводородные газы за период c 30.07.2018 г. по 05.08.2018 г

01.08.2018 18:08 Мурманское УФАС России сообщает итоги мониторинга розничных и оптовых цен на нефтепродукты за период c 23.07.2018 г. по 29.07.2018 г

01.08.2018 18:08 Мурманское УФАС России сообщает итоги мониторинга розничных и оптовых цен на сжиженные углеводородные газы за период c 23.07.2018 г. по 29.07.2018 г

25.07.2018 21:07 Мурманское УФАС России сообщает итоги мониторинга розничных и оптовых цен на нефтепродукты за период c 16.07.2018 г. по 22.07.2018 г

25.07.2018 21:07 Главная Мурманское УФАС России сообщает итоги мониторинга розничных и оптовых цен на сжиженные углеводородные газы за период c 16.07.2018 г. по 22.07.2018 г

25.07.2018 15:07 О поступлении жалобы от ООО «Лечебно-профилактическое питание» на действия ГОАУСОН «Апатитский психоневрологический интернат №1» в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции

24.07.2018 15:07 О поступлении жалобы от ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" на действия ПАО "Аэропорт Мурманск" в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции

Оставьте Ваше мнение

Комментарии Прокомментировать новость.
Будьте корректны! Все сообщения модерируются администрацией сайта.

Представьтесь:*
(отображается на сайте)
Введите цифрами Семьсот семьдесят семь (защита от спама)*:

Внимание! После нажатия кнопки "Отправить" Ваше сообщение будет отображаться на сайте!

Федеральные округа

Реклама

Последние новости

АНОНС: 12 сентября состоится Публичное обсуждение результатов правоприменительной практики читать далее

Сергей Пузыревский: потенциал развития конкуренции на федеральном и региональном уровнях не исчерпан читать далее

ФАС возбудила дела в отношении операторов «большой четверки» читать далее

Должностное лицо АО «Владимирские коммунальные системы» привлечено к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства читать далее

Новое в законодательстве о рекламе читать далее

Грубые нарушения при оценки заявок участников читать далее

УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ ОБСУЖДЕНИЙ читать далее

ООО «Корпорация Ледтехнолоджи» не удалось в суде оспорить законность принятого антимонопольным органом решения читать далее

В Волгограде стартовала 35-я парусная регата «Кубок Нижней Волги» читать далее

Реклама