Разъяснение ФАС России о причинах роста цен на нефтепродукты

24.01.2018 06:01, Республика Алтай, RegionFAS.ru:

ФАС России проводит постоянный мониторинг цен на нефтепродукты и держит ситуацию на контроле.

Ведомство отмечает, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на эти товары формируются на основе рыночного механизма конкуренции.

На рост стоимости влияет ряд факторов: динамика мировых цен, рост отраслевых издержек, общие инфляционные процессы в экономике нашей страны.

Следует обратить внимание, что большое влияние оказывают налоги – составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65%.

Кроме того, Федеральный закон1 о внесении изменений в Налоговый Кодекс РФ, разработанный Минфином, установил неоднократное увеличение налоговых ставок акцизов на моторные топлива:

- с 1 января 2018 года: на автомобильный бензин класса 5 на 678 рублей за тонну (6,4%); на дизельное топливо всех классов на 593 рублей за тонну (8,4%);

- с 1 июля 2018 года: на автомобильный бензин класса 5 на 679 рублей за тонну (6,0%); на дизельное топливо всех классов на 593 рублей за тонну (7,7%).

Также этим законом предусмотрено увеличение ставок акцизов на моторные топлива в 2019 и 2020 годы:

- в 2019 году на автомобильный бензин класса 5 на 422 рублей за тонну (3,5%), на дизельное топливо на 283 рубля за тонну (3,4%);

- в 2020 году на автомобильный бензин класса 5 на 438 рублей за тонну (3,6%), на дизельное топливо на 294 рубля за тонну (3,4%).

Также за последние три года (2015-2017 гг.) происходило увеличение налога на добычу полезных ископаемых: с 1 января 2015 года на 273 рубля за тонну добытой нефти (55,4%), с 1 января 2016 года на 91 рубль за тонну (11,8%), с 1 января 2017 года на 62 рубль за тонну (7,2%). Аналогичное повышение произошло и в 2018 году.

По мнению ФАС России, факторами, которые оказывают влияние на формирование цен на моторное топливо, являются:

  • сезонный спрос на нефтепродукты;
  • динамика (рост) налоговой нагрузки;
  • динамика (рост) мировых цен;
  • рост отраслевых издержек;
  • профилактика и плановые ремонты российских НПЗ;
  • динамика производства нефтепродуктов нефтяными компаниями;
  • условия мелкооптовой отгрузки (реализации) нефтепродуктов нефтяными компаниями в адрес независимых хозяйствующих субъектов, а также наличие/недостаток свободных емкостей с целью накопления запасов (создания резервов).

Правительство Российской Федерации и заинтересованные органы исполнительной власти, в том числе ФАС России, предпринимают действия по обеспечению стабильной ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.

По результатам проводимых проверок и в случае выявления наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, ФАС России принимает меры антимонопольного реагирования.

Так, в период с 2008 по 2016 годы было рассмотрено более 460 дел на региональных рынках нефтепродуктов. Также было рассмотрено три «волны» дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства на оптовом рынке нефтепродуктов в отношении крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний: ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Лукойл», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ПАО АНК «Башнефть». Компании-нарушители, в том числе по результатам многочисленных судебных разбирательств, закончившихся в Высшем арбитражном суде Российской Федерации, заплатили гигантские, не только по российским меркам, штрафы. Общая сумма перечисленных в бюджет Российской Федерации штрафов по фактам нарушения антимонопольного законодательства на оптовом рынке нефтепродуктов составила около 20,7 млрд. рублей.

Стоит отметить, что в период с 2015 по 2017 годы средний показатель изменения средневзвешенных годовых цен ниже уровня индекса потребительских цен (Табл.1). Эта тенденция складывается уже на протяжении 10 лет (Табл.2)

В случаях обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства, ФАС России рекомендует обращаться в территориальные органы службы.

Справка:

1Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С конца 2015 года и по настоящее время наблюдалось неоднократное изменение налоговых ставок акцизов на моторные топлива путем резкого их увеличения:

  • Федеральным законом от 23.11.2015 №323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01 января 2016 года:

- на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, на 3 200 рублей за тонну (44%);

- на автомобильный бензин класса 5 на 2 000 рублей за тонну (36%);

- на дизельное топливо всех классов на 700 рублей за тонну (20,29%).

  • Федеральным законом от 29.02.2016 №34-ФЗ «О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 апреля 2016 года:

- на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, на 2 600 рублей за тонну (24,76%);

- на автомобильный бензин класса 5 на 2 600 рублей за тонну (34,53%);

- на дизельное топливо повышены на 1 143 рубля за тонну (27,54%).

  • Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01 января 2017 года:

- на дизельное топливо на 1507 рублей за тонну (28,5%).

В целом в Российской Федерации наблюдается многолетняя тенденция изменения розничных цен на нефтепродукты темпами близкими (временами опережая/отставая) к темпам роста инфляции.

Таблица 1.

По Российской Федерации

Изменения средневзвешенных годовых цен в крупном опте к аналогичному показателю прошлого года

Средний показатель изменения цены
за три года

2015 год

2016 год

2017 год

Дт летнее

6,52%

-2,69%

12,58%

5,47%

Дт межсезонное

3,86%

-1,86%

19,87%

7,29%

Дт зимнее

2,03%

-0,76%

18,62%

6,63%

Автомобильный бензин марки Аи-92

-1,44%

8,50%

9,53%

5,53%

Автомобильный бензин марки Аи-95

-0,54%

7,41%

7,20%

4,69%

Авиационный керосин

6,69%

-7,79%

18,22%

5,71%

Мазут топочный

-28,26%

-10,27%

44,98%

2,15%

Индекс потребительских цен

12,91%

5,40%

2,30%

6,87%

Источник: по данным АО «СПбМТСБ» и Росстата

  • Новости Алтайское республиканское УФАС России
  • Дать свой комментарий

Оставьте Ваше мнение

Комментарии Прокомментировать новость.
Будьте корректны! Все сообщения модерируются администрацией сайта.

Представьтесь:*
(отображается на сайте)
Введите цифрами Семьсот семьдесят семь (защита от спама)*:

Внимание! После нажатия кнопки "Отправить" Ваше сообщение будет отображаться на сайте!

Федеральные округа

Реклама

Последние новости

Комиссией Пензенского УФАС России рассмотрена жалоба ООО "РМ Центр" читать далее

Уведомление о поступлении жалобы №1551-ж от 23.10.2018 на действия Администрации с.п. Сентябрьский при проведении аукциона по приватизации муниципального имущества читать далее

Представители Тамбовского УФАС России приняли участие в семинаре в рамках правового просвещения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области совместно с Тамбовским областным судом, Арбитражным судом Тамбовской области читать далее

В борьбе с картелями на торгах нужна помощь государственных заказчиков читать далее

Конкурс на разработку мета-бренда Санкт-Петербурга продолжается читать далее

О поступлении жалобы № 06-12/18-240 ООО «Траст Металл» на действия филиала «СРЗ «Нерпа» в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции читать далее

СЕРГЕЙ ПУЗЫРЕВСКИЙ: НЕОБХОДИМО ОПРЕДЕЛИТЬ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ЦИФРОВЫХ РЫНКАХ читать далее

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ УТВЕРДИЛО МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМПЛАЕНСА В ОРГАНАХ ВЛАСТИ читать далее

23.10.2018 суд признал решение Краснодарского УФАС России законным читать далее

Реклама